Обсуждение по внедрению новой идеологии в систему образования Нижнекамского муниципального района прошло на базе центра молодежных инициатив ««КоVёR» и в Доме Советов. Вместе с педагогическим сообществом в дискуссии приняли участие глава НМР, мэр Нижнекамска Айдар Метшин и директор Международной школы Казани Нияз Гафиятуллин.
Международная школа Казани является примером использования современных образовательных технологий, нестандартных решений для физического пространства и подходов к целостному развитию детей, большое внимание здесь уделяется всестороннему развитию талантов детей, а передовые педагогические подходы являются базой для воспитания учащихся.
Новые подходы в системе образования в скором времени будут внедряться и в нижнекамских школах. Прежде всего, речь идет о новом образовательном учреждении, к строительству которого приступили в 47-м жилом микрорайоне. В сентябре текущего года на месте будущей школы были забиты первые сваи, сдать же объект планируется к 1 сентября 2018 года.
Задачу, которую сегодня ставит нижнекамское руководство – внедрить в новом образовательном учреждении идеологию «Школа без отстающих», которая дала бы возможность полноценного развития и обучения каждому ребенку. Здесь не будет устраиваться специальный отбор учеников, а начнут применяться новые методы и подходы для развития талантов, знаний и навыков у детей. В целом, как отметил Айдар Метшин на встрече, необходимо поставить цель, чтобы в нижнекамских школах не было неуспевающих учеников.
Нияз Гафиятуллин высоко оценил новую идеологию нижнекамцев. Он подтвердил свое намерение активно помогать внедрению проекта. С нижнекамскими коллегами Нияз Гафиятуллин поделился своим опытом работы в Международной школе Казани и инновационной гимназии №19, куда он пришел молодым руководителем.
Говоря про идею «Школы без отстающих», Айдар Метшин напомнил, что сегодня многие образовательные системы в мире реализуют эту идеологию, а в Финляндии, например, она является национальной идей.
Если говорить о системе финского школьного образования, то оно строится на основе нескольких ключевых принципов:
1. Равенство. В Финляндии нет элитных или простых школ. Все общеобразовательные учреждения одинаково хорошо финансируются и имеют одинаковые возможности. Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. В одном коллективе обучаются и «гении», и заметно отстающие. Учителям нельзя задавать детям вопросы, связанные с местом работы и уровнем дохода родителей.
2. Индивидуальность. Для каждого ребёнка учителя разрабатывают особый учебный план.
3. Добровольность. Педагоги стараются заинтересовать ребёнка изучением тех или иных предметов, но если у него отсутствует желание или не хватает способностей, то его сориентируют на получение хорошей рабочей специальности. Выявлением склонностей к определённой деятельности занимается особый школьный специалист – «учитель будущего».
4. Практичность. Финские школы готовят учеников к жизни, а не к экзаменам. Важно не запомнить формулы, а научиться пользоваться справочниками и правильно применять полученную информацию. Детей не вызывают к доске: учитель объясняет тему урока и вместе с помощником контролирует выполнение заданий.
Стоит отметить, что в финской образовательной программе нет строго сформулированных обязательных задач: например, пройти такой-то раздел учебника или выучить такую-то информацию, скажем, «рассказы Джека Лондона» или «уравнения с двумя переменными». Задача ставится совершенно по-иному: научиться применять полученные знания в реальной жизни. Конкретная же образовательная программа вариативна. И школа имеет право самостоятельно разработать ее вместе с учителями, учениками и родителями.
Большое внимание в финских школах уделяется культурному разнообразию, гуманности и толерантности. Детей учат осознавать себя как представителей нации, любить свой язык и свои традиции, но в то же время с уважением относиться к представителям других народов, не принижать иные культурные ценности. Кстати, в финских школах активно используется билингвальное обучение, причем, дети не просто изучают язык, но и практикуют погружение в языковую среду – некоторые предметы преподаются им на изучаемом иностранном языке.
Безусловно, многое по внедрению новых подходов в системе образования будет зависеть от самих педагогов. Поэтому кадровому вопросу при разработке новой идеологии будет уделено отдельное внимание. Это и вопрос привлечения специалистов, и прохождение стажировок, и повышение квалификации нынешнего педагогического состава.
Подводя итоги встречи, участники договорились, что в десятидневный срок подготовят свои предложения по разработки концепции идеологии «Школа без отстающих». Также стало известно, что в самое ближайшее время в Нижнекамске будет объявлен конкурс на руководителя новой школы, участники которого в рамках одного из туров должны будут представить свою концепцию.