ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Рус Тат
Официальный сайт
Нижнекамского
муниципального района
Республики Татарстан
Закрыть
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Официальный сайт
Нижнекамского
муниципального района
Республики Татарстан
Закрыть

Образование

Система образования Нижнекамского муниципального района представлена учреждениями дошкольного, среднего, профессионального и дополнительного образования разных типов: детскими садами, школами, гимназиями, лицеями, колледжами, институтами, кружками, секциями, клубами, детско-юношескими школами, центрами.

Развитие образования осуществляется по направлению совершенствования форм и методов интеграции общего и высшего профессионального образования, что не только решает задачи подготовки рабочих кадров и специалистов всех уровней для предприятий региона, строительного и энергетического комплексов, сферы социально-бытового обслуживания населения, но и играет большую роль в изменении социального статуса города.


ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

Система дошкольного образования в Нижнекамском муниципальном районе представлена 96 дошкольными образовательными учреждениями (73 – в городе, 23 – в сельских поселениях).

В 2019г. детские сады посещали 17 860 воспитанников. Охват дошкольным образованием составил 81,3%. Данный показатель остается одним из самых высоких в Республике Татарстан.

Все дети старше 3-х лет 100% обеспечены местами в ДОУ. Коэффициент доступности в 2019 году составил 79,6%.

Проблема общедоступности в 2019 году решалась в нескольких направлениях:

1) строительство дошкольных учреждений:

2) внедрение вариативных форм дошкольного образования:

3) создание дополнительных дошкольных мест:

На 2019-2020 учебный год было укомплектовано 204 группы (189 – в городских ДОУ, 15 – в сельских) на 4 237 тыс. мест для детей с 1 года до 7-ми лет.

Доля детей, зачисленных в детские сады в 2019/20гг. составила:


Возраст детей

Количество зачисленных в ДОУ детей в 2019 г.

Доля зачисленных в ДОУ детей от общего количества, зарегистрированных в очередности в 2019 г. (%)

Доля зачисленных в ДОУ детей от общего количества, зарегистрированных в очередности в 2018 г. (%)

3-7

1 650

100

97,2

2-3

2 288

78,3

72,5

1-2

335

12,1

13,6


На 10.12.2019 г. в очереди по устройству в дошкольные учреждения зарегистрировано 5 062 ребенка от 0 до 3-х лет:

В рамках Республиканской программы капитального ремонта образовательных учреждений обновлены ДОУ (№ 17,42, д/с «Ручеек» с. Большое Афанасово) на 119 204,07 тыс. руб. в 10-ти ДОУ (№ 73, 66, 53, 57, 35, 70, 74,78, 86, д/с «Айгуль» Камские Поляны) произведен капитальный ремонт кровли на общую сумму 23 238,63 тыс. руб.

Содержание ребенка в детском саду

Общая сумма содержания ребенка в детском саду, в среднем составляла более 10,0 тыс. руб. в месяц. Из них доля родительских взносов составляла 31%. Более 69% расходов компенсировались республиканским и местным бюджетом. Также, вне зависимости от уровня дохода семьи, 13 342 (74,8%) родителям выплачивалась основная компенсация части родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка:



2018 год

2019 год

20% (на 1-го ребенка)

 6 510 (36,2%) 

 5 584 (30,6%) 

50% (на 2-го ребенка)

 6 474 (35,9%) 

 6 653 (37,3%) 

70% (на 3-х и более детей) 

1135 (6,3%)

1 231 (6,9%)


В течение года дополнительную компенсацию получали 3 912 семей (21,6%).

Кроме того, для родителей в течение года были сохранены льготы по оплате за детский сад. 100% льготой пользовались 505 семей, 50% - 2 364 семьи.

На финансирование сети дошкольных учреждений в 2019 году было выделено 2 363,00 млн. рублей. Дополнительно в бюджет дошкольных учреждений вливались и средства, от поступающих ежемесячно родительских взносов, общая сумма которых за 2019 год составила 717 млн. руб.

Здоровье дошкольников

Показатель заболеваемости остался на том же уровне, что и в предыдущем году и составляет 4,2 дня на одного ребенка. Общая доля воспитанников с первой группой здоровья в 2019 году составила 14,5%, что больше на 0,2% по сравнению с 2018г.

В 2019 году функционировало 145 коррекционных групп на базе 25-ти ДОУ, в которых получали коррекционную помощь по разным направлениям 4 348 малышей (2018 год – 4 300 детей). В новых дошкольных учреждениях (ДОУ № 96,97) были открыты 4 логопедические группы на 48 мест.

Национальное образование

В сети дошкольных учреждений НМР 23 ДОУ организуют процесс воспитания и обучения на родном (татарском) языке. (16 – в городе, 7 – в сельских поселениях). В системе дошкольного образования функционирует 247 группы (4 895 детей) с обучением и воспитанием на родном (татарском) языке. Охват воспитанием и обучением на родном (татарском) языке составляет 56,8%.

Кадровое обеспечение

В системе дошкольного образования Нижнекамского муниципального района занято 5 242 человека, из них педагогических работников 1 990 человек.

В кадровом потенциале наблюдается тенденция к качественному росту. Высшее образование имеют 1 724 (86,6%) педагогов (в 2018 г. – 1 475 (82,1%) педагогов).

В течение года было аттестовано 449 педагогов, из них: 141 педагогов – на высшую категорию (в 2018 г. – 107 педагогов), 308 - на первую (в 2018 г. – 391 педагога).

В течение 2019 года работники ДОУ НМР были награждены:

Достижения:


ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  

В Нижнекамском муниципальном районе функционируют 60 общеобразовательных учреждений (19 на селе, 41 в городе), в которых обучаются 31407 обучающихся (на 1079 больше, чем в прошлом году). 


Год

 2018 

2019

изменение

примечание

Всего школ, в т.ч.

60

60

-


начальных

1

1

-


основных

6

6

-


средних

46

47

+1

открыта школа №37

вечерних

2

1

-1

закрыта школа №3
при туберкулезной колонии

для детей с ОВЗ

5

5

-


Всего обучающихся

 30328

 31407 

  +1079


из них первоклассников

3647

4017

+370


Количество выпускников

1140

1162

+22


Количество медалистов

114

107

-7


Количество учреждений дополнительного образования

9

9

-


Количество воспитанников в них

12348

12395

+47


Количество ССУЗов

8

8

-


Количество студентов в них

7547

7398

-149


Количество ВУЗов

2

2

-


Количество студентов в них

3910

3818

-92



В рамках программы капитального ремонта образовательных организаций отремонтированы кровли в 10 школах на сумму 63 млн. рублей.

В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019 году проведён ремонт кабинетов информатики, технологии, ОБЖ, зоны рекреации для занятий по шахматам в Большефанасовской и Красноключинской школах (программа «Точка роста») на общую сумму 2 млн. рублей. Поступило оборудование на сумму 3,2 млн. рублей.

Проведен ремонт кабинетов дефектолога, логопеда, дополнительного образования в школе-интернат для детей с ОВЗ и школе-интернат «Надежда» на общую сумму 1,3 млн. рублей. На оснащение данных кабинетов поступило оборудование на сумму 8,3 млн. рублей.

В рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» в лицей-интернат № 24, педагогический, политехнический колледжи поступило оборудование на общую сумму 5,3 млн. рублей.

В рамках программы по созданию ресурсных центров в этом году на ремонт Политехнического колледжа имени Евгения Никифоровича Королева выделено 137 млн. руб., на закупку оборудования 42 млн. рублей. В 2020 году планируется второй этап реализации программы, в рамках которого планируется завершить создание третьего в городе Ресурсного центра.

В рамках Республиканской программы строительства универсальных спортивных площадок в 2019 году построено 4 площадки, на сумму более 16 млн. руб. В школе 28 завершается оборудование площадки ГТО.

В Автогородке «Велики» открылся учебный корпус и Веломузей.

В октябре 2019 года участники стратегической сессии, в состав которой вошли педагоги, дизайнеры, архитекторы, представители промышленности, бизнеса и власти, обсудили концепцию будущей школы в 34 микрорайоне Нижнекамска. Строительство планируется начать в 2020 году. Это совместный проект Нижнекамского муниципального района и компании «Татнефть». Модератором встречи выступил центр психологии образования «Точки ПСИ» (г.Москва).

Также «Точка ПСИ» проведена стратегическая сессия по разработке концепции лагеря «Кама», который как центр войдет в образовательную сеть района. В настоящее время заканчивается масштабная реконструкция оздоровительного центра «Кама», который откроется 1 июня 2020 года.

Итоговая аттестация выпускников. Средний балл ЕГЭ Нижнекамских выпускников по 3 предметам ниже республиканских (по английскому языку, литературе, истории).

Количество победителей и призеров всероссийских, республиканских предметных олимпиад


Уровень

 2017-2018 
уч. г.

 2018-2019 
уч. г.

 изменение 

Всероссийские олимпиады

16

12

- 4

Региональные олимпиады

68

63

- 5

Республиканские олимпиады (4-7 кл.) 

50

66

+16

Всего

134

141

+ 7

Год назад в микрорайоне 47 открылось новое образовательное пространство, в которое вошел центр развития ребенка № 95 «Мы» и школа «Норма 36» с новой идеологией «Образование без отстающих», миссией «Образование в формате 360».

Основная задача – это создание комфортного климата для всех участников образовательного процесса. В школе должны одинаково уверенно и комфортно себя чувствовать одаренные дети, творческие и слабоуспевающие, дети с особыми образовательными потребностями.

Важнейшим проектом работы с кадрами стало погружение в основы гуманной педагогики совместно со школами № 2, 15, детскими садами № 34, 92, 95. Методическое сопровождение оказывает Академия менеджмента г. Набережные Челны. Благодаря Академии состоялся авторский семинар для педагогической и родительской общественности Шалвы Александровича Амонашвили и президента Международного центра Гуманной педагогики Пааты Шалвовича Амонашвили.

Также приглашались педагоги новаторы из других регионов Российской Федерации.

Совместно с Академией организованы обучающие поездки на всероссийские и международные площадки: 6-е общероссийские педагогические чтения, которые проходили в Москве, 18-е Международные педагогические чтения «Чистые мысли творят чудеса» в Риге.

По итогам обучения базовые муниципальные школы № 2, 15 и 36 по внедрению принципов гуманного подхода проводили методические заседания, в ходе которых обсуждались эффективные формы и методы работы, составлялось планирование на следующий год.

В 2019 году в реализацию концепции активно включилась нова школа 37.

В рамках проекта гуманной педагогики в школах № 36 и № 37 с начальной школы ведется курс пропедевтики «Мои первые научные опыты». Курс направлен на знакомство с естественными науками – физикой, химией, биологией, географией и информатикой.

Невозможно вести работу без союза детского сада и школы. В рамках реализации проекта «Я расту» школы №36 и №37 совместно с детскими садами №№ 92, 95, 93, 90 тесно ведут работу по поиску единых подходов в реализации программ общего образования.

Учителя знакомятся с будущими первоклассниками. Проводятся совместные уроки, в рамках которых определяется уровень сформированности тех или иных навыков.

Воспитанники детских садов сами приглашают учителей и ребят на открытые занятия и театрализованные представления.

Психологи школы и детских садов совместно проводят диагностику с каждым будущим учеником, определяют его особенности. Безусловно, данная работа позволит ребенку безболезненно преодолеть один из самых сложных этапов детства – переход из детского сада в школу.

В образовательных учреждениях муниципального района Республики Татарстан трудятся 4047 человек, из них педагогических работников – 2419 человек, из них учителей – 1907. Имеют квалификационные категории 70,5% педагогических работников, в том числе 20,12% – высшую.

На августовской конференции работников образования принята Стратегия подготовки и развития профессиональных компетенций педагогических кадров, которая предполагает реализацию 4-х программ:

  1. Программа профориентации и подготовки кадров на базе Нижнекамского педагогического колледжа. Кроме подготовки кадров колледжем предполагается сотрудничество с ВУЗами, ведущими подготовку педагогических кадров, такими как: Елабужский институт Казанского федерального университета, Набережночелнинский педагогический университет, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. Планируется переподготовка выпускников непрофильных ССУЗов и ВУЗов.

  2. Программа привлечения молодых специалистов, начиная с выпуска со школы и сопровождения его до работы с выпускником ВУЗа.

  3. Программа «Молодой специалист» предполагает многоуровневую наставническую работу с молодым специалистом.

  4. Программа профессионального развития педагогических кадров, основной целью которой является – создание условий для профессионального роста педагогов, их психолого-педагогическое сопровождение.

Данная Стратегия была разработана с участием всех заинтересованных сторон, неоднократно заслушивалась и корректировалась. Срок реализации – 5 лет.

Профессиональная ориентация школьников и движение «Ворлдскиллс», важное направление для города и муниципального района.

Муниципальная программа профессиональной ориентации школьников


Год

 2018-2019 

 2019-2020 

примечание

Количество школьников

3 005

2633

До конца учебного года запланировано увеличение
охвата во 2 полугодии за счет привлечения 7 классов

По курсу «Мир профессий Нижнекамска»

1 588

1625

По курсу «Введение в профессию»

1 417

1008



ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

На сегодняшний день в Нижнекамске 8 учреждений среднего профессионального образования. 5 нацелены на подготовку кадров для реального сектора экономики, из них 2 – ресурсные центры, которые готовят кадры для предприятий нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса, 2 – энергостроительного, 1 – агропромышленного профиля. 3 – учреждения специального профиля, это педагогический, музыкальный и медицинский колледжи.

20-24 мая 2019 в Казани состоялся VII национальный Чемпионат «Молодые профессионалы». Наши ребята показали следующие результаты:

«Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)


Год

2018-2019

2019-2020

 участвовали 

 медали 

участвовали

медали

Региональный чемпионат

51

26

34
(продолжается)

18
(продолжается)

Национальный чемпионат

14

5

Июль 2020
г.Новокузнецк


В декабре в Казани прошло чествование победителей и призеров Пятого Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Республику Татарстан представили 98 участников, в том числе 6 из Нижнекамска, соревнования проходили по трем категориям: «Школьники», «Студенты», «Специалисты».


Год

2018-2019

2019-2020

 участвовали 

 медали 

 участвовали 

 медали 

Региональный чемпионат

22

11

25

24

Национальный чемпионат

5

5

6

5


На сегодняшний день школы и средние профессиональные организации совместно с управлением здравоохранения проанализировали здоровье учащихся и студентов Нижнекамского муниципального района РТ.


В 2019 году на учете в подразделении по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел состояли 184 несовершеннолетних:


Год

 2018 

 2019 

 изменение 

Всего несовершеннолетних на учете, из них

171

184

+ 13

 школьники

124

127

+ 3

 обучающиеся ССУЗов

44

56

+ 12

без определенного рода занятий

3

1

- 2

Всего совершено преступлений

45

77

+ 22


Реализуются социально-значимые проекты, такие как: антинаркотический проект «Самостоятельные дети». В 2019 году прошел 1 этап «Учебы лидеров» проекта. 2 активистки проекта приняли участие в республиканской профильной смене в г. Казань. 3 педагога приняли участие в Республиканском семинаре-практикуме руководителей проекта «СМС – дети» «Основы первичной профилактики зависимостей от психоактивных веществ в образовательной среде».

Правоохранительное движение в школах города и района представляют отряды профилактики правонарушений и ФОРПОСТ. Всего их в Нижнекамских образовательных организациях 37, как и в 2018 году.

В апреле 2019 года был проведен Республиканский конкурс отрядов профилактики правонарушений и отрядов «Форпост» образовательных организаций Нижнекамского муниципального района. Камскополянская школа № 1 стала абсолютным победителем.

Функционирует Центр диагностики и консультирования, который также организует деятельность муниципальной Психолого-педагогической службы.

В каждой городской школе появились ставки психологов. Совместно с Молодежной клиникой проведены семинары для отцов «Безопасный интернет» (75 отцов), «Мы защитим своих детей!» (86 отцов), обучающий семинар для педагогов города и района «Профилактика употребления ПАВ в детской и подростковой среде» (240 чел.). Состоялся семинар «Искусство воспитания», встреча 240школьников, состоящих на различных видах учета, а также 190 педагогов с психологом-консультантом в сфере детско-родительских отношений г. Краснодара А.А.Бабаянц.

Организовано психолого-педагогическое просвещение родителей (семинары, тренинги, родительские собрания) в рамках реализации программ «Путь к успеху», «Школа ответственного родительства», «Все цвета, кроме черного» охвачены 22 960 родителей (2018 год -21 098 чел.).

Задачи на 2020 год: